Расследование катастрофы малайзийского Boeing 777, сбитого 17 июля в небе над Донбассом, продолжается уже почти год. За это время международная комиссия представила предварительный доклад и, по-видимому, определилась с основной версией произошедшего. Свои расследования провели и несколько изданий. Однако на все публикации Россия встречает с недоумением и требует, чтобы были даны ответы на вопросы, заданные Москвой вскоре после крушения. По заданию «Медузы» Илья Рождественский разбирался, действительно ли эти вопросы остались без внимания.
Как искали виновных в крушении малайзийского "Боинга"
17 июля 2014 года в небе над востоком Украины в 50 км от российской границы потерпел крушение пассажирский самолет "Боинг-777" авиакомпании "Малазийские авиалинии", выполнявший рейс из Амстердама в Куала-Лумпур. Погибли 298 человек. Официальные версии, конспирология и другие авиакатастрофы с участием военных - в справке Новости Mail.Ru.
Среди версий, которые появились в российских государственных и прогосударственных СМИ вскоре после крушения малайзийского Boeing 777, не хватало только предположения о том, что лайнер был уничтожен пришельцами. Всего остального было с избытком: борт самолета отклонился от обычного маршрута; диспетчеры заставили лайнер снизиться незадолго до катастрофы; украинские военные перепутали рейс MH17 с президентским бортом Владимира Путина, который удивительным образом внешне похож на упавший самолет; рейс MH17 был частью американского заговора, целью которого было спровоцировать большую войну с Россией.
Самая изощренная версия заключалась в том, что упавший Boeing - это рейс MH370, пропавший над Индийским океаном: в действительности самолет не исчез, а был направлен на американскую военную базу на острове Диего-Гарсия, а оттуда переправлен в Голландию. В Амстердаме в самолет вместо пассажиров загрузили трупы. Пилоты подняли лайнер в воздух и выпрыгнули с парашютами, а Boeing дальше летел на автопилоте, пока внутри него не взорвалась бомба. Паспорта жертв подбросили на место крушения уже после катастрофы, поэтому они выглядели как новые.
Вскоре официальная Москва определилась с двумя базовыми версиями. Первая - самолет мог быть сбит украинским штурмовиком Су-25. «Российскими средствами контроля воздушной обстановки зафиксирован набор высоты самолетом украинских вооруженных сил, предположительно Су-25, в направлении малазийского Boeing 777, потерпевшего крушение 17 июля. Удаление самолета Су-25 от Boeing 777 составило 3−5 км», - заявили в Министерстве обороны, подчеркнув, что штурмовик может кратковременно достигать потолка до 10 километров, то есть находиться на одной высоте с малайзийским лайнером.
Вторая - лайнер мог быть сбит из ЗРК «Бук-М1» украинской армии. Комплекс якобы располагался в восьми километрах южнее Шахтерска. Поскольку в сети к тому моменту уже успело появиться видео, на котором, по версии СБУ, запечатлено, как сепаратисты вывозят в Россию тягач с установкой «Бук», заряженной не полным боекомплектом, в Минобороны поспешили заявить, что запись была сделана в Красноармейске, который находится под контролем вооруженных сил Украины.
В результате в военном ведомстве и в Министерстве иностранных дел России озвучили несколько вопросов, на которые официальный Киев должен был дать ответ. Официальная Москва интересовалась судьбой установки «Бук», попавшей на видео, и судьбой всех зенитно-ракетных комплексов в районе крушения, ракетами класса воздух-воздух и земля-воздух и боекомплектами зенитно-ракетных комплексов, которые состоят на вооружении украинской армии, и данными о перемещении украинских ВВС. В МИДе также потребовали объяснить, почему не было закрыто воздушное пространство над Донбассом, правдивы ли слова «испанского диспетчера» о двух самолетах, сопровождавших Boeing, и «как были учтены уроки предыдущей аналогичной катастрофы российского Ту-154 в 2001 году над Черным морем»?
В строчках только точки
Эти вопросы были переданы в Совбез ООН. Впоследствии Москва неоднократно напоминала мировому сообществу, что так и не услышала ответы. «Наши западные коллеги и СМИ почему-то не обращают внимания на многочисленные свидетельские показания, причём не анонимные, а записи на камеры конкретных лиц, которые говорят, что в тот день видели в небе над местом крушения военный истребитель. Свидетель, который работал на одном из военных аэродромов Украины, на камеру заявил, что в тот день один из военных самолётов вылетал на задание и вернулся без одной ракеты. Украинские же власти многократно заявляли, что никаких вылетов военных самолётов в тот день не было. Никто на это не обращает внимания», - сетовал министр иностранных дел Сергей Лавров. Он также сокрушался, что не были предъявлены американские спутниковые снимки.
Четыре таинственных исчезновения самолетов и одно чудесное спасение
Новости Mail.Ru - об авиакатастрофах, причины которых неизвестны, а самолеты не найдены, а также об одном невероятном случае, когда потерпевшие были обнаружены живыми 72 дня после аварии.
Ответ на вопрос Минобороны про установку «Бук» был получен спустя несколько дней. Британский журналист Элиот Хиггинс, основатель проекта Bellingcat, показал, что, вопреки утверждениям военного ведомства, тягач с установкой «Бук», запечатленный на видео, передвигался по территории, подконтрольной не силам АТО, а сторонникам самопровозглашенных республик. Он также обнародовал подробный отчет о перемещениях «Бука». Наличие «Бука» у сепаратистов подтвердил в интервью Reuters и командир батальона «Восток» Александр Ходаковский. Впрочем, уже на следующий день Ходаковский заявил агентству и телеканалу Russia Today, что ничего подобного не говорил. После чего Reuters опубликовало аудиозапись.
Официально Киев не ответил на вопрос МИД о том, зачем украинским военным потребовались «Буки» в зоне АТО, если у сепаратистов нет самолетов. Возможно потому, что сами сторонники самопровозглашенных народных республик в июле отмечали, что боевая авиация у них есть. По словам Игоря Плотницкого, занимавшего в то время пост министра обороны ЛНР, вооруженным отрядам удалось захватить Су-25. Были у сепаратистов и зенитные ракетные комплексы, с помощью которых 14 июля был сбит Ан-26 (практический потолок самолета - 7300 метров). А 17 июля, в день крушения малайзийского лайнера, первоначально сообщалось, что сепаратисты сбили еще один Ан-26. Когда стало известно о падении пассажирского самолета, в ДНР и ЛНР эти заявления опровергли.
* * *
МИД России интересовался: «Может ли официальный Киев прокомментировать сообщения в соцсетях, якобы от имени испанского авиадиспетчера, работающего на Украине, что сбитый над территорией Украины 'Боинг' сопровождали два военных украинских самолета?». Но комментировать не пришлось - сообщения оказались фейком. Вечером в день катастрофы человек, утверждавший, что его зовут Carlos Spainbuca и что он работает в киевском аэропорту «Борисполь», начал писать в Twiter, что самолет был сбит украинскими военными. «Самолет летел в сопровождении двух украинских истребителей до того момента, как пропал с радаров», - гласило одно из сообщений. Затем Carlos Spainbuca рассказал, что диспетчерскую взяли под контроль солдаты и что ему могут разбить голову и забрать телефон. Он также выдал конспирологическую версию: «Несколько дней назад я говорил, что военные хотят восстать против Порошенко. А это может быть способом. Под командованием Тимошенко». Вскоре «диспетчер» написал, что от военных пришло подтверждение - самолет был сбит ракетой с земли. Все эти сообщения были подхвачены российскими СМИ и появились на ленте, в эфире НТВ и «Первого канала». Уже к утру следующего дня аккаунт был удален. Он возобновил работу только в начале 2015 года, сменил пол (теперь в профайле указана некая Лопатышкинa Людмила, а в описании значится «Я - брюнетка и горжусь этим, потому что я могу сказать все что угодно и над этим никто не поржет!») и ведет жизнь бота.
О свидетелях, которые видели, как малайзийский лайнер преследует один или два украинских военных самолета, российские СМИ сообщали несколько раз. В основном все подобные заметки датируются июлем 2014 года. В дальнейшем о таких очевидцах практически не упоминалось. Лишь в середине ноября в эфире программы «Однако» Михаила Леонтьева на «Первом канале» было показано фото «последних секунд» полета лайнера. На снимке якобы запечатлен военный самолет, который якобы атакует рейс MH-17. Кадр оказался грубой подделкой.
В ответ на расстройство министра иностранных дел Сергея Лаврова, что «Наши западные коллеги и СМИ почему-то не обращают внимания на многочисленные свидетельские показания», 23 декабря 2014 года «Комсомольская правда» опубликовала интервью с секретным свидетелем. Он заявил изданию о том, что в день крушения Boeing он находился в Днепропетровске, в поселке Авиаторское: «Это обычный аэропорт. Там в это время базировались истребители и вертолеты. Самолеты регулярно летали, бомбили, штурмовики Су-25 бомбили Донецк, Луганск». По его словам, за час до крушения Boeing в воздух были подняты три штурмовика. Один из них, Су-25, был оснащен ракетами «воздух - воздух». Вооружение самолета свидетель видел собственными глазами: «Перепутать не мог. Они различаются размерами, оперением, окраской. С головкой наведения. Опознать ее очень легко». Самолет вернулся без ракет, а летчик был «очень напуган». «Свидетель» также назвал фамилию летчика - Волошин: «Владислав вроде бы. Не скажу точно. Капитан». При этом, когда летчика вывели из самолета, тот якобы заявил «самолет не тот», видимо, имея в виду, что сбил пассажирский лайнер вместо военного самолета. «И вечерняя фраза была, вопрос одного летчика к нему, к этому же, к Волошину: 'Что там с самолетом?'. На что тот ответил: 'Самолет оказался в ненужное время и в ненужном месте'», - рассказал собеседник издания. В СК это заявление сочли «очень важным доказательством». В СБУ свидетельство назвали «фейком». «Как было установлено, 17 июля авиация Воздушных сил ВСУ в соответствии с планом проведения антитеррористической операции не применялась», - пояснил советник главы ведомства Маркиян Лубкивский.
Свидетель катастрофы Boeing под Донецком обвинил Рейтер во лжи
Тогда же выяснилось, что глава ДНР Александр Захарченко лично наблюдал, как украинские самолеты сбили Boeing. «Было два самолета, и был Boeing. Потом два самолета улетели, а Boeing упал. ДНР не сбивала самолет по двум причинам. Первое - мы люди, а не звери, а второе - технических средств таких нет», - подчеркнул он, отметив, что в момент катастрофы проезжал мимо города Шахтерска и что там есть десятки свидетелей, готовых подтвердить его слова. Однако никому из журналистов, расследовавших причины катастрофы, этих очевидцев найти не удалось. До сих пор нет ответа и на два ключевых вопроса: как Су-25 мог подняться на высоту 10 километров, если практический потолок штурмовика - 7 километров; как человек с земли может разглядеть самолет на такой высоте.
Ответы сразу на несколько вопросов российского МИДа (почему боинг сошел с маршрута, почему не было закрыто воздушное пространство, где международная комиссия) содержались в докладе, который в сентябре был обнародован на сайте Совета безопасности Нидерландов (Dutch Safety Board). Из 34-страничного документа следует, что лайнер разрушился в воздухе, вероятно, в результате попадания «большого количества высокоэнергетических объектов» («На техническом, военном языке это значит, что самолет был поражен осколками или готовыми поражающими элементами боевой части ракеты неизвестно какого типа - «земля-воздух» или «воздух-воздух» - объяснял российский эксперт для BBC). До момента катастрофы самолет был полностью исправен, а пилоты не упоминали ни о какой опасности или о военном самолете, находящемся в зоне видимости. Все бортовые приборы перестали работать одновременно - в 16:20:05 по местному времени. В тексте также отмечается, что самолетам было запрещено опускаться ниже 9600 метров по время полетов над востоком Украины. Boeing 777 четко следовал инструкциям и находился на высоте 9900 метров. Это подтверждается и расшифровкой переговоров диспетчеров из Днепропетровска и Ростова. В отчете нет никаких указаний на то, что запись переговоров была смонтирована или искажена. Упоминаются в докладе и снимки с американских разведывательных спутников, сделанные через 10 минут после катастрофы. Однако голландские власти отметили, что имеющейся у них информации недостаточно для того, чтобы сделать однозначные выводы.
СК РФ «верифицировал» важного свидетеля в деле о ЧП с MH17 на Украине
Впрочем, вариант с атакой с другого самолета следователи пока не исключили. Эта версия рассматривается наравне с ударом ракетой класса «земля - воздух». По словам прокурора Фреда Вестербеке, у следствия есть металлические фрагменты, которые были найдены в телах жертв и в пассажирских сиденьях. «Это могла быть шрапнель от ракеты 'Бук', а также металлические части самого самолета. Мы все это анализируем, до сих пор у нас нет точных результатов», - отмечал Вестербеке вскоре после публикации доклада DSB. Он также подчеркнул, что у следователей есть показания нескольких свидетелей, которые были непосредственно на месте после катастрофы: «В интернете мы нашли массу информации. Кроме того, у нас есть записи телефонных разговоров, которые нам передали украинские спецслужбы».
В конце марта международная следственная группа объявила, что в качестве одной из версий рассматривает удар из зенитно-ракетного комплекса «Бук» с территории, контролирующейся ополченцами: «Мы ищем свидетелей/очевидцев, которые могут предоставить информацию о транспортировке комплекса 'Бук' на тягаче Вольво (Volvo) 17 и 18 июля 2014 года в районе Донбасса (Украина), 17 июля этот комплекс на гусеничных колесах передвигался в районе города Снежное. Наряду с этим мы ищем свидетелей, которые видели членов экипажа этого 'Бука' либо имеют информацию касательно личных данных лиц, причастных к приобретению, транспортировке и запуска из 'Бука'». По данным следователей, «Бук» был перевезен из Луганской области в Донецк, затем двигался через Макеевку, Зугрес и Торез. Около 12:00 «Бук», снятый с тягача, видели в районе населенного пункта Снежное. На следующий день ЗРК был уже в Луганске. В своих выводах международная группа опирается, в том числе, и на перехваченные переговоры сепаратистов. Хотя в заявлении отмечается, что подводить итоги расследования пока рано, других версий произошедшего не приводится.
* * *
Параллельно с международной группой свое расследование ведут и журналисты ряда изданий. В июле газета Financial Times дала проанализировать фотографию обломков упавшего самолета двум военным экспертам и бывшему летчику королевских ВВС Великобритании. Специалисты подтвердили слова местного жителя, что в лайнер попала ракета. «Размер отверстий от шрапнели соответствует тому, который можно ожидать от попадания SA-11 ('Бук'). Впрочем, по столь маленькому фрагменту фюзеляжа сложно в полной мере определить характер взрыва», - объяснил изданию Джастин Бронк, аналитик Royal United Services Institute в Лондоне. По словам офицера ВВС, чье имя в публикации не приводится, скорее всего, ракета взорвалась спереди и слева от самолета.
В марте агентство Reuters нашло нескольких человек, которые рассказали, что малайзийский самолет был сбит зенитной ракетой, выпущенной с территории, которую контролировали пророссийские сепаратисты. Жители поселка Червоный Жовтень в Донецкой области объяснили, что видели пролетевшую над поселком ракету, а затем взрыв самолета в небе. Один из собеседников Reuters Петр Федотов сначала заявил, что ракета была запущена с территорий, контролируемых Киевом. Когда корреспонденты выключили камеру, Федотов рассказал, что ракета вылетела с подконтрольных сепаратистам территорий. Говорить правду под запись он не хотел, поскольку боялся сепаратистов.
В СБУ рассказали об элементах ракет в телах пассажиров «Боинга»
Инверсионный след от запущенной с земли ракеты видели и свидетели, найденные Сергеем Пархоменко. Они передали российскому журналисту фотографии запуска. Наконец, корреспондент голландского издания RTLnews обнаружил на месте крушения малайзийского Boeing MH17 в Донецкой области несколько фрагментов, которые после отправил криминалистам на судебно-медицинскую экспертизу. Эксперты изучили химический состав фрагментов и часть боеголовки, найденную в фюзеляже лайнера, и пришли к выводу, что она, вероятно, принадлежит установке «Бук». На одном из элементов были также обнаружены литые русские буквы. Форма поражающих элементов («песочные часы»), по мнению экспертов издания, характерна для современных версий боевой части 9Н314 ракеты комплекса «Бук». Старые версии ракетного комплекса, находящиеся на вооружении ВС Украины, имеют ромбические поражающие элементы. В российском военном ведомстве с этими выводами не согласились. «Абсолютное вранье. Поражающими элементами формы 'двутавр', которые изображены на фото, начинены только одни ракеты - ракеты ЗРК 'Бук-М1', которые как раз и стоят на вооружении у Украины. А вот поражающие элементы 'Бук-М1−2' представляют собой небольшие параллелепипеды, никаких двутавров там нет и быть не может. Так что таким 'эксклюзивом' портал подставил своих же кураторов», - заявил официальный представитель Министерства обороны России Игорь Конашенков.
* * *
Из всех вопросов МИД России без ответа пока остаются только два пункта: Киев не предъявил «международным экспертам документы по учету ракет класса воздух-воздух и земля-воздух и боекомплектов зенитно-ракетных комплексов»; Киев не рассказал, как были учтены уроки катастрофы российского Ту-154 в 2001 году над Черным морем. Неизвестно, и насколько достоверен рассказ секретного свидетеля о «капитане Волошине».
Почему падают самолеты
24 марта 2015 года лайнер Airbus A320, летевший из Барселоны в Дюссельдорф, разбился в Альпах на юге Франции. Все 150 человек на борту погибли. По версии следствия, один из пилотов намеренно погубил самолет. Действия злоумышленников входят в пятерку главных причин крушений гражданских лайнеров.